Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 62

Появившись  на свет, каждый человек (индивид)  начинает  постепенно  усваивать  человеческую  культуру,  приобретать  свои  особенности, входить  в  общество, самоутверждаться  среди  других  людей  и  становиться  личностью – т.е., происходит  его  социализация, которая  включает  в  себя  следующее:

-         приобщение к  культуре;

-          обучение  и  воспитание;

-         взаимодействие  с  другими  людьми;

-         освоение  им  ценностей   норм общества, различных   социальных  ролей  и  видов  совместной  деятельности;

-           приобретение  определенных  прав  и  обязанностей  взглядов,  привычек   и т.д.

В результате  человек  из биологического  существа  постепенно  превращается  в  существо  социальное, способное  жить  и  действовать  в  обществе.

Социализация  начинается  в  самом  раннем  детстве  и  не  прекращается  по  существу  до  глубины  старости.

 

В  раннем  детстве  закладывается  основа  человеческого характера, начинают  формироваться  определенные  черты  его  личности. Никогда  потом  ребенок  не  меняется  и  не  развивается  так  стремительно, как  в  первые  3-4 года. За  это  время  он  совершает  громадный  скачок  от  бессмысленного  создания, умеющего  только  пищать, сосать  соску  и  пачкать  пелёнки, к  человеку, конечно, маленькому  еще  и  беспомощному, но  обладающему  уже  всеми  человеческими  качествами: разумом, речью, чувствами, стремлением  к  познанию  и  даже  творчеству. В  применении  к раннему  детству  психологи  и  ученые  чаще  произносят  слово   «старт» и  придают  ему  все  большее  значение. Некоторые  ученые   считают, что

«половина  общего  развития  умственных  способностей  человека  происходит  в  течение  первых  четырех  лет  жизни, 30 % – между  четырьмя  и  восемью  годами, а  остальные  20%   – между  восемью  и  семнадцатью.

Маленький  человек  ко  всему  присматривается  с  жадным  вниманием, он  чрезвычайно  наблюдателен, все  схватывает  на  лету, все  подличает, старается  как – то  «переварить»  и увязать  в  своей  голове, чтобы  разобраться  в  окружающей  действительности.

Глядя  вокруг, он  день за  днем  вырисовывает  для себя  картину  мира, решает, что  важно, а  что нет, что  хорошо, а  что  плохо, как  следует  вести  себя  в  той  или  иной   ситуации.  Воспитывая  малыша, важно постоянно  помнить, что  он  рядом, все  видит  и  слышит; помнить, что молчаливый  собственный  пример  вдесятеро  важнее, чем  самый  умный совет, чем  самые   красноречивые   словесные   поучения. Слова  могут,  что  называется,  пролетать  мимо ушей (особенно, если  все  время  надоедливо  твердить  одно  и  тоже), а  поступки  окружающих  врезаются  в  сознание  прочно  и  глубоко. Социализация в детстве  и  главным образом  в  семье, характеризуется  наибольшей  глубиной  эмоциональных  связей.       Воздействие  семьи  во  многом  определяется  последующее  участие ребенка  в  жизни  общества.

Другим  важным фактором  социализации личности  является  творчество.

« Творчество  является  уделом  всех  в  большей  или меньшей  степени, оно  же  является  нормальным  и  постоянным  спутником   детского  развития»   (Л.С. Выготский). Одним  из  основных  условий развития  творческой  личности  ребенка  является  игра  и  творческая  деятельность. Благодаря  творчеству  люди совершенствуют  себя  и  окружающий  мир. Создание  субъективно  нового  в  процессе  деятельности  порождает  оригинальные  идеи,  и  при  этом  возникают  нестандартные  способы  деятельности  и  человек  включается  в  процесс « познавательной  самодеятельности».

Важную  роль  на отдельных  этапах  становления  и развития  личности  ребенка  оказывают  детские  общественные  объединения. Влияние  их является  временным  и  продолжается  на  протяжении  всего  нескольких  лет.  Но годы  эти  приходятся  на самый  важный  период  жизни  человека.

Центры  детского  творчества  и  другие   УДО  ориентированы  на  реализацию  процесса  социализации  детей и  подростков. Способности  детей  формируются  и развиваются  в  деятельности. Поэтому для  развития  способностей  необходимо  включать    ребенка  с  ранних лет  в  доступную  его  возрасту  деятельность. Уже  в дошкольном  возрасте  дети  учатся  рисовать, заниматься  лепкой, учатся  правильно  петь  и  узнавать  мелодии, чувствовать  их  ритм.

Одна  из  задач  системы  воспитания – всестороннее развитие  способностей  детей.  Для  того, чтобы творческая  деятельность  положительно  влияла  на  развитие  способностей  она  должна  удовлетворять  некоторым  условиям:

1. Деятельность должна   вызывать  у  ребенка  сильные  и  устойчивые  положительные  эмоции, удовольствие.

2. Деятельность  ребенка должна  быть  по  возможности  творческой.

3. Организовать  деятельность  ребенка  так, чтобы  он  преследовал цели, всегда  немного  превосходящие  его  наличные  возможности, уже  достигнутый  им  уровень  выполнения  деятельности.

В  подростковом возрасте  ведущей  становится общественно – полезная, социально – значимая, индивидуально – личностная  деятельность. Именно  она  является  способом  самоутверждения  для  подростка.

В связи  с  этим  передача  социального  опыта  должна  осуществляться  в  объединениях  УДО  посредством  организации  совместной  общественно – полезной  и  культурно – досуговой  деятельности   детей  и  взрослых (экологическая, познавательная, техническая, спортивно – оздоровительная, эстетическая, прикладная).

Ведущий  тип  деятельности подростков  должен  быть организован  как творчество, в  процессе  которого  развиваются  их  способности. Основной  мотив   такой  деятельности – социальное  самоутверждение  среди  сверстников  и  взрослых. Участвуя  в сознательной  деятельности, подросток  решает  жизненно  важные  задачи: познает  себя, утверждается  в  среде  сверстников, определяется  в  плане  будущей  профессии, создает  круг  своего  общения  с  окружающими. Деятельность  подростка  в  объединении, где  собираются  близкие  по  духу  люди, способствует  самораскрытию  внутреннего  мира личности,  выявлению  в  нем  главного,  устойчивого,  и  внешнего -  того, от чего  можно  отказаться. На  занятиях  в  объединениях  происходит  знакомство  ребенка  с  ценностями  культуры, с  учетом  его  личных интересов, национальных  особенностей, традиций  его  микросоциума. Так  появляется  возможность  «погружения»   в  культуру.

На  занятиях  в  объединении  не  должно  творчество  подменяться  простой  учебной  работой  по  образцу  «делай, как  я». Педагог  д.о.  всей  своей  деятельностью  должен  побуждать  ребенка  к  творчеству. Нередко в  общении с  детьми  преобладает  авторитарный  стиль – все  держится  на  голосе  педагога. Необходимо  обращать  внимание  на  манеру  держаться, этические  нормы  поведения, правильную  и  образную  речь. Все  это, в конечном  счете, достигается  каждодневной  работой  над  собой, повышением уровня  образования  через  самообразование. 

Творческая  деятельность  в  большой  мере  способствует     социализации. В  процессе  творческой  деятельности  школьник  приобретает  качества, необходимые  ему  для  жизнедеятельности  в  обществе.

Активная  преобразующая  деятельность  учащихся  во  внешкольной  среде – реальная  сфера  проявления  социально  активной  позиции  личности, а  её  общественные  организации  и  коллективы   – реальные  и  социальные  явления, поле  тренировки  социально  - общественного  поведения  учащихся.