Подросток в трудной ситуации

     Как сделать отношения родителей и подросших детей гармоничными? Как уберечь своего ребенка от соблазнов современного общества, с его наркотиками, агрессией и бездуховностью? Эти вопросы волнуют многих родителей. Кто-то из мам и пап уже столкнулся с тем, что их дети вдруг стали  «трудными подростками». О причинах трудного характера у детей трудного возраста и о том, как помочь своему ребенку, рассказывает Галина Васильевна Шептихина, детский психолог (аналитик), заведующая детским отделением психологической консультации "Альянс и К" (г. Екатеринбург).

Самая распространенная причина отклонений в поведении подростка – это нарушенная адаптация к изменившимся условиям среды. По сути, алкоголизм, азартные игры, наркомания, табакокурение – это вызов. Ребенок своим поведением "кричит" о необходимости оказания ему экстренной помощи. Агрессия, излишнее переедание или, напротив, голодание, компьютерная зависимость, «истории» порой криминального характера – все это является так называемым аддиктивным поведением и проявляется у подростка неслучайно. Причиной такого поведения зачастую является безнадзорность в семье. И при этом не факт, что родители ребенка алгоколики и наркоманы, просто ребенок может быть предоставлен сам себе из-за невнимательного отношения к его интересам. Нужно больше интересоваться друзьями подростка, не стоит при этом критиковать, проявлять авторитарность. Ведь излишняя авторитарность – еще одна причина отклонений в поведении ребенка. Психологическая изоляция в классном коллективе, недостатки и ошибки в семейном и школьном воспитании, наблюдение дурных примеров, общение с аморальными людьми, с лицами, имеющими примитивные потребности, стремление общаться, с ровесниками, которые не хотят учиться – все это способствует формированию «трудного подростка». Из ошибок семьи, которые способствуют, например, появлению у подростка недисциплинированности, агрессивности, упрямства, следует назвать отсутствие единства в требованиях отца и матери, потакание капризам и прихотям ребенка, применение физических мер наказания, увлечение авторитарными методами воспитания. Есть чисто психологическая предпосылка для ряда отклонений в поведении у подростка - имеется в виду недостаточное развитие способности к торможению.

   Нужно обращаться к специалистам и пытаться выяснить причины трудностей характера и поведения подростка  в каждом индивидуальном случае.

                       Подростковая агрессия.

Час­тые и неоправданно жестокие наказания, кстати, как и от­сутствие контроля и присмотра за детьми, провоцируют детей к агрессивному поведению. Более того, дети, усвоившие агрессивные формы поведения в результате наказаний роди­телей, став взрослыми, столь же сурово наказывают уже сво­их детей.
         Другим отрицательным следствием карательной политики родителей могут стать активные либо пассивные формы сопротивления детей. Частые наказания, возбужда­ющие и расстраивающие детей, могут привести к тому, что они забывают причину, вызвавшую наказание. При этом исчезает «воспитательный эффект», на который рассчитывали родители. Наконец, дети, приученные к частым и нео­правданным наказаниям, оказываются неспособными к при­нятию правил приемлемого поведения, поскольку наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет причины его.
         Каким должно быть наказание?

Во-первых, оно долж­но быть напрямую связано с поведением ребенка, и временной разрыв между проступком и наказанием должен быть минимальным. 
Во-вторых, нужно проявлять последователь­ность, когда за одно и то же нарушение всегда назначается одна и та же санкция. Кроме того, не следует грозить наказа­нием, но не осуществлять его. 
В-третьих, любое наказание тре­бует разъяснений, что в поведении ребенка не поощряется, и предложений альтернативных вариантов поведения. 
         Детям до 16-ти… Средства массовой инфор­мации являются фактором усвоения ребенком моделей агрессивного поведения. Прежде всего речь идет о кино и телевидении. По данным Центра социологии образования Российской академии наук, в среднем российский зритель (а значит, любой ребенок) видит сцену насилия на телеэкране каждые 15 минут, вечером – каждые 10 минут. 
В процентном отношении от всего показа сцен насилия убийства составляют 30,3%, избиения – 20,8%, сексуальное насилие – 16,7%, катастрофы – 11,3%, оскорбления – 9,5%, групповая агрессия (войны, теракты) – 11,4%.
         В то же время, целый ряд детских психиатров и психологов убеждены в следующем:
Дети часто
 в игре или жизненных ситуациях подражают насилию, увиденному на экране; дети склонны отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами и переносить эти роли в реальные ситуации; дети могут в результате увиденного счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем.
Современная информационная среда, построенная на антигуманных принципах, в последние годы становится все более мощным фактором агрессивного поведения.     
Берегите детей!!!!