Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 62

Одной из острых проблем воспитания подростков – проблема организации свободного времени. Свободное время человека по праву считается общественным богатством, однако   действительным богатством оно становится только тогда, когда деятельность  человека в это время способствует развитию личности, раскрытию и совершенствованию ее индивидуальности. Лишь в этом случае общество умножает свой духовный потенциал. Сущность свободного времени, по мнению большинства ее исследователей, является свободная деятельность.

         Интересы и способности школьников так или иначе проявляются во всей их жизнедеятельности, но, пожалуй, наиболее ярко выражаются и развиваются в свободное время. Время, когда организуется чтение книг, просмотр телепередач, кинофильмов и их обсуждение, подвижные и спортивные игры, проводятся музыкальные занятия, занятия изобразительным творчеством, хореографией, техническим конструированием. Для того, чтобы обеспечить развитие духовного мира человека, необходимо научить его использовать свободное время для себя и для окружающих, сформировать навыки культуры проведения свободного времени.

         Значение свободного времени в формировании личности очень противоречиво: оно может быть пространством для всестороннего развития, а может служить и базой для антисоциальных занятий, оказывающих отрицательное воздействие для развития человека. Эту особенность необходимо учитывать прежде всего в работе с подростками, чей духовный мир еще активно формируется и открыт для различных влияний. Ведь не секрет, что подросток, не найдя занятий в свободное время, оказывается в компании подростков с так называемым асоциальным поведением.

         Мы живем в период, аналог которому очень трудно найти в истории, обратная сторона сегодняшних реформ – преступность, агрессивность, насилие, жестокость. В волну преступности все чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние. Насилие и преступность подростков – не абстрактные цифры и проценты, а реальные судьбы мальчишек и девчонок, которые как-то вдруг, случайно из добрых и сострадательных превратились в маленьких садистов,  хладнокровно уничтожающих кошек и собак, предающих мучительной смерти своих друзей, близких знакомых и незнакомых. Откуда же берется в юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению тяжких насильственных преступлений? Причин много. Среди них – влияние семьи, особенности психики, влияние происходящие в обществе перемен, неспособность взрослых организовать досуг ребенка.

         Наиболее трагичной проблемой по своим последствиям является социальная обездоленность детей и подростков на фоне невероятного обострения нестабильности нашего общества. Дети очень часто оказываются наедине со своими проблемами, в семье родители зачастую заняты «накоплением капитала», в школе ребенок также не находит понимания, внимания со стороны сверстников и учителей. Результат таков: увеличивается число случаев ухода детей и подростков из семей; ухудшается состояние физического и психологического здоровья.  Среди подростков, совершающих преступление, 50-60 % имеют психологические отклонения, в школах сохраняется тенденция к вытеснению учащихся из семей с низким социальным статусом или требующих дополнительных педагогических усилий в ПТУ. Во вспомогательные школы. В среде несовершеннолетних распространяются стереотипы поведения, связанные с  уклонением от учебы и работы ,агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям. Одно из следствий бедственного положения детей и подростков – быстрый рост среди их правонарушений. Острый психологический кризис несовершеннолетних, усугубляемый отсутствием к ним внимания доверия со стороны взрослых таков , что общество становится перед риском не получить полноценной смены поколений. В условиях современной политико-экономической ситуации незащищенными наряду с пенсионерами, инвалидами оказались дети и молодежь. Четко определись их основные проблемы:

- невостребованность обществом получаемых знаний, умений, навыков, профессиональное мастерство, молодежная безработица;

         - разрушение прежних идеалов и принципов детских и молодежных организаций, апатия, безынициативность, четкое проявление социальной агрессивности.

         Для снижения уровня преступности несовершеннолетних, а в целом для воспитания нравственно чистого человека необходим комплексный, педагогико-воспитательный подход, включающий единство и согласованность в деятельности таких социальных институтов и учреждений, как семья, школа, учреждения дополнительного образования, органы здравоохранения, правоохранительные органы.

         Задача, которая стоит перед всеми образовательными учреждениями: найти новые подходы к организации и содержанию воспитания детей и подростков, правильно организовать их досуг, поставив тем самым заслон бездуховности, способствуя развитию личности ребенка и ее социализации в обществе. В силу психолого-возрастных способностей дети школьного возраста тянутся к объединению и движет ими общая цель, интерес, общее занятие, увлечения.

         Давно установлено, что подростка важно получить одобрение и признание сверстников, даже если эти поступки его осуждают родители и учителя. Совсем немного времени прошло с тех пор, как в нашей стране были уничтожены институты воспитания детей и подростков, как пионерская и комсомольская организации, не оказалось, что дети не могут жить вне коллектива, им крайне необходимо общение со сверстниками, нужна своя организация. Будучи отторгнутыми от идеалов пионерской и комсомольской организацией, они оказались в социальном вакууме. Стало ли ребенку лучше от того, что он «освободился» от всего, что его раньше окружало? Помогли ли ему взрослые адаптироваться к новым условиям жизни? Как не печально, но приходится признать нет.

         Прежняя система воспитания личности ребенка, без сомнения, имела множество имуществ: он мог ощущать себя частицей огромной, общепризнанной и поддерживаемой на государственном уровне организации, чувствовал социальную защищенность, имел возможность проявить свои способности, приобрести различные умения и навыки. Конечно, в деятельности этих организаций было достаточно формализма, и заорганизованности, и шаблонства, но нельзя перечеркивать все, что столько лет строилось, собиралось по крупицам. Среди факторов, образующих характер можно выделить три основных: естественные, культурные, личные. Естественные факторы – это те, которые даны природой при рождении человека и не могут быть устроены. Это твердые, мало поддающиеся изменения основы характера, с которыми нужно считаться, таковы влияния темперамента, пола, страны, народа, его истории и языка, особенностей физического строения, второй ряд факторов -культурные, они заключаются во влиянии родителей и их знакомых, семейной обстановки, ее порядком и обучением, строем общественной и государственной жизни, избранной профессии.

Третий ряд факторов – есть личная работа каждого над самим собой, процесс внутреннего самоусовершенствования и возрождения.

Указанные факторы представляют постепенные наслоения в человеке, фундамент здания составляет естественные факторы, само здание – культурные факторы, его увенчание – личный фактор. Такой грацией факторов, определяющих характер, вполне определяет место воспитания и школы в образовании характера как одного их основополагающих. В этом отношении большое значение придается учреждениям дополнительного образования. Так как именно в них ребенок находит занятия «по себе», удовлетворяет свои интересы, занимается любимым делом. Значение интересов в становлении и формировании личности подростков трудно переоценить. Личные интересы подростков является чрезвычайно мощным стимулом индивидуального развития: служат непосредственно выражением отношения школьников к окружающему миру, является одним из мотивов добровольной и самостоятельной деятельности ребят. Эти образовательные учреждения призваны создавать условия для творческой самореализации всех детей. При этом концентрировать внимание на индивидуальность каждого из них, ориентировать свою деятельность на свободно возникающие и растущие в процессе познания интересы к различным сферам жизни. Отсутствие принуждения, свобода выбора занятия делают учреждение дополнительного образования привлекательными для любого ребенка в любом возрасте – и в 5 и в 18 лет.

Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивает сотрудничество в творческом процессе начинающих с теми, кто уже в какой-то мере его освоил. За сотруднической деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя потребность в творческом воспитании мира и осмыслении самого себя в этом мире.

Дополнительное образование не может рассматриваться как придаток к школе. Этот вид образования самостоятельный и самоценный никогда никакой школой заменен не будет, так как чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр образовательных интересов, которые сама школа удовлетворить не может.

Школа и учреждения дополнительного образования – не конкурентные друг к другу. Их взаимообогащение требует специального исследования. Но можно определенно утверждать, что учреждения дополнительного образования  компенсируют недостатки и противоречия не отдельно взятых школ, а школьного образования в целом. В то же время надо отметить, что индивидуально-личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования позволит им удовлетворять запросы конкретных детей, используя их потенциал свободного времени. Содержание этой работы диктуется задачами духовно-нравственными, интеллектуальным и физическим развитием, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием «мир человека». Вместе с образовательными школами учреждения дополнительного образования детей составляют в регионе разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую  образовательный путь ребенка единого социокультурного и образовательного пространства страны. Отсюда вытекает ориентированность дополнительного образования на:

         - динамичность образовательного процесса как социального явления, выступавшего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации его жизненного пути;

         - стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

         - активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

         - обобщение жизненного опыта ребенка, соотношение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку им тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения.

         Подтверждением возрастающей роли внешкольной образовательной системы служат данные выборочных социологических исследований о месте дополнительного образования в профессиональном самообразовании учащихся. Установлено, что до 70 % воспитанников делают свой профессиональный выбор в соответствии с профилем коллективов.

         Влияние семьи на профессиональное становление детей бесспорно. Понятно, что оно может быть сильным, положительным или отрицательным, осуществляются либо стихийно, либо сознательно, в благоприятных или конфликтных ситуациях, иначе говоря, влияние взрослых различно в разных семьях. Согласно данных социологических исследований, семья занимает первое место среди всех остальных факторов, влияющих на выбор профессии.

              Но семья нуждается в практической помощи школы и других учебно-воспитательных учреждений. Почему? В чем конкретно выражается эта помощь? Те основные направления, которые будут способствовать эффективному профессиональному становлению личности ребенка.

1.     Педагогизация и  семья. Исследования показывают, что около 65 % родителей не знают основ семейной педагогики; 25 % - знакомы с некоторыми методами и принципами воспитания и только 15 % родителей имеют ясные представления о своих обязанностях, умеют испытывать различные методы в воспитуемом воздействии на детей.

Сухомлинский постоянно подчеркивал, что педагогика должна стать наукой для всех: для учителей, для родителей. Он говорил, что родитель должен получить минимум педагогических знаний. Приобщаясь к знаниям о воспитании детей, родители становятся единомышленниками педагогов в том, что воспитание – это трудное дело, сложный, порой противоречивый процесс, требующий специальных навыков и постоянной работы над собой.

Основная форма работ с родителями – это проведение родительских собраний и индивидуальные беседы.

2.     Исследования показывают, что ? родителей запаздывают с трудовым воспитанием и профориентацией детей. Чем старше ребенок, тем меньше внимания взрослые уделяют его трудовому становлению, между тем, именно в подрастающем возрасте, наиболее интенсивно развивается  моторика, быстрее всего формируется трудовой опыт, приобретаются практические умения и навыки.

Роль внешкольных учреждений в профессиональной ориентации подростков бесспорна. Внешкольные учреждения – для профессионального самоопределения школьников.

Профориентация  способствует экскурсии на производстве, встречи с интересными людьми – мастерами своего дела. Любят кружковцы экскурсии в швейное ателье, где на их глазах отрез ткани в искусных руках портного превращается в элегантный жакет, нарядные платья. Развитию познавательных процессов способствует проведение лекций, бесед, посещение музеев, выставок, принятие участия в таких выставках. Хотелось бы несколько слов сказать о последней выставке, проходившей в Армавирском Центре детского творчества в феврале 1995 года, такие мероприятия способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, желание быть полезным, умение трудиться сообща, чувство сострадания к чужой боли. Они несут с собой огромный воспитательный потенциал для подростка, создавая положительные стимулы в каждом ребенке.

Поэтому мы, педагоги, решая задачи всестороннего воспитания, должны научить подростка видеть прекрасное в природе, окружающей действительности, развивать черты прекрасного и духовного в физическом облике школьника, формировать и постоянно совершенствовать у детей художественно-творческие способности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, вырабатывать у детей непремиримые отношения по всему негативному в поведении, внешнем облике, бытовой обстановке.