scan 1

1. Информационно-аналитические данные об учреждении

1.1. Краткая справка об истории образовательного учреждения

Ноябрь 1949 года… В штате – 1 директор; размещался в одной маленькой комнате; чуть позднее две комнаты и к ставке директора прибавляется ставка руководителя хора. Хор Дома пионеров в1950 году занимает второе место в краевом смотре-конкурсе художественной самодеятельности, руководитель О.Ф. Корняков.

В 50-60- десятые годы работа велась в основном с пионерскими вожатыми. Дом пионеров стал настоящим штабом добрых дел школ района, помогал растить активную смену, был кузницей кадров пионерских вожатых. Возглавляла эту работу замечательный мастер своего дела В.Н. Подзолко.

 

В конце 50-х годов Курганинскому Дому пионеров было присвоено имя Героя Советского Союза Владимира Георгиевича Серова, погибшего в годы Великой Отечественной войн.

60-е годы … Увеличивался штат работников Дома пионеров, открывались новые кружки. Это и кружок бального танца (рук. О.В. Красникова), авиамодельный (рук. В.Н. Соколов, А.В. Бугров), радиокружок (рук. С. Клепиков, А.Ф. Зайцев), судомодельный (рук. В.И. Попко), фотокружок (рук. И.П. Дергсен). На протяжении многих лет пользовался огромной популярностью хор пионеров, бессменным руководителем которого был О.Ф. Корняков,

1967год. Организован акробатический кружок «Юность». С 1971 года им бессменно руководит В.И. Белоусов, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Стаж педагогической работы 47лет, в данной должности 47лет; в учреждении 45 лет.

         Награжден: значком «Отличник народного просвещения» (Министерство образования Российской Федерации, решение №99 от 04.06.1993г.); медалью – 90 лет дополнительному образованию (Администрация Краснодарского края Департамент образования и науки Краснодарского края) (2008 год); депутат представительного органа муниципального образования Краснодарского края, Имеет сертификат победителя конкурса « Учитель года» в номинации « Признание».Белоусов Виктор Иванович включен   в Энциклопедию РФ «Одарённые дети - будущее России в номинациюи Кузнецова Галина Ильинична   включены   в Энциклопедию РФ «Одарённые дети - будущее России в номинации «Лучший сотрудник»

С 1996 года коллектив « Юность» имеет звание « Народный самодеятельный цирковой коллектив , в 2011году ему присвоено звание « Образцовый художественный коллектив». В коллективе имеется огромное количество наград, только за последние годы коллектив награжден: дипломом лауреата краевого фестиваля детского и семейного творчества «Кубанские просторы» в номинации « Лучший творческий коллектив» (2008 год); дипломом лауреата краевого фестиваля творческих коллективов «Коллектив года -2009»; дипломом лауреата III краевого фестиваля-конкурса детского художественного творчества краевого конкурса «Адрес детства Кубань»( 2010 год); дипломом победителя краевого конкурса детских творческих коллективов «Коллектив года -2010»; дипломом победителя фестиваля детских творческих коллективов «Коллектив года -2011»; дипломом лауреата III степени международного фестиваля «Хрустальное сердце мира»(2011 год).9 обучающихся   включены в Энциклопедию РФ «Одарённые дети - будущее России в номинации «Лучший учащийся».

Более 1000 воспитанников стали выпускниками за годы существования циркового коллектива « Юность», из них трое стали педагогами дополнительного образования и трудятся в ЦДТ. В 2016 году образцовый художественный цирковой коллектив « Юность» отметил свой 50 летний юбилей!

В 1984 году на базе Дома пионеров им. В.Серова г. Курганинска Краснодарского края открылся первый кружок прикладного творчества под названием «Умелые руки» для детей 8-16 лет. Уже 34 года  руководит объединением Галина Ильинична Кузнецова, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, «Отличник народного просвещения»,занесена во Всероссийскую энциклопедию «Одарённые дети России 2012» в раздел «Педагоги». Старания, сплоченность коллектива в целом, выливается в заслугу высокого звания «Народный самодеятельный» коллектив «Дивоцвет» художественно-эстетической направленности (прикладное творчество), которое с 1999 года ежегодно подтверждает свое, по праву заслуженное звание – «Народный». А в 2011 году коллектив получил звание «Образцовый художественный коллектив». Выпускники Галины Ильиничны : Кузьмичкина С.Е. – учитель технологии девочек МОУ СОШ №4 г. Курганинска, Заворотнева Н.А. – учитель технологии МОУ СОШ№ 1 г. Курганинска, Изотова Анна – филиал Ставропольского ЮРГУЭС – инженер-технолог швейного производства, Иванов Дмитрий – дизайнер одежды, работает ассистентом на кафедре «Моделирование, конструирование и дизайн» ЮРГУЭС, ведет занятия со студентами 3-5 курсов и многие другие.Выпускница 2006 года Чалобян Эмма закончила кубанский государственный университет по специальности «Дизайн одежды».

В 1999году на базе Центра детского творчества г. Курганинска организована студия развивающего обучения «Малышок». На сегодняшний день это одно из самых востребованных объединений, дающее практический ответ на возникшую у многих родителей потребность не только подготовить ребенка к школе, но и развить его разнообразные способности, склонности, интересы.

Вокальному коллективу «Смайл», организованному в 2003году, присвоено звание «Образцовый детский коллектив» (Приказ Департамента воспитания и социализации детей   Министерства образования и науки   № 311   от 19.04. 2012года); Руководит коллективом Борисов Борис Борисович.

На сегодняшний день муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества г. Курганинска многопрофильное учреждение дополнительного образования, является составной частью единого образовательно-воспитательного пространства в Курганинском районе и предлагает широкий спектр образовательных программ художественной , социально-педагогической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной направленностей.

1.2. Информация об учреждении

Полное официальное наименование Учреждения:

Муниципальное автономное  учреждение дополнительного образования центр детского творчества г. Курганинска

Сокращенное наименование: МАУ ДО ЦДТ г. Курганинска.

Место нахождения Учреждения:

Российская Федерация, Краснодарский край, г. Курганинск, ул. Ленина, 49 Почтовый адрес: 352430 Краснодарский край, г. Курганинск, ул. Ленина, 49.

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Учредителем (собственником) Учреждения является администрация муниципального образования Курганинский район. Функции и полномочия учредителя (собственника) Учреждения осуществляет администрация муниципального образования Курганинский район. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в
ведомственном подчинении Управления образования администрации
муниципального образования Курганинский район с момента государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, штамп, бланки со своим наименованием, зарегистрированную в установленном порядке эмблему и   другие средства индивидуализации
        

Предметом деятельности является образовательная деятельность в сфере дополнительного образования детей. Организация образовательно-воспитательного процесса строится согласно Устава ЦДТ и лицензии. Образовательную деятельность учреждение осуществляет на основе реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по  четырём направленностям:

  • художественная
  • социально-педагогическая
  • физкультурно-спортивная
  • естественнонаучная

В учреждении реализуется 57  дополнительных общеобразовательных программ, которые разрабатываются и утверждаются учреждением. По уровням реализации делятся на ознакомительные, базовые, углубленные.

На каждом уровне у учащихся формируются не только знания, но и определенные обобщенные умения и навыки:

Ознакомительный уровень: Основная педагогическая задача на этом этапе — создать, сформировать мотивацию у детей, чтобы избрали объединение, коллектив, заинтересовались чем-либо. Организация интересной досуговой деятельности, умение педагогического коллектива создать ситуации, вызывающие у детей яркие впечатления, «зажигающие» их, подталкивающие их на путь самоопределения. Реализация программ ознакомительного уровня создаёт условия для интенсивной социальной адаптации детей, направлены на повышение психологической готовности ребёнка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании.

Дополнительные общеобразовательные программы базового уровня направлены на освоение определённого вида деятельности, углубление и развитие интересов и навыков , расширение спектра специализированных навыков по различным дисциплинам; формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребёнка.

Углубленный уровень включает программы, предполагающие выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределение учащихся. Происходит обучение в процессе участия в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности. Данный уровень ориентирован на развитие и профессиональное становление личности.

Весь образовательно-воспитательный процесс в ЦДТ осуществляется на основании санитарно-эпидемиологических норм и правил для учреждений дополнительного образования.

Режим работы учреждения

ЦДТ осуществляет образовательный процесс на русском языке. Режим работы Учреждения, длительность пребывания в нем детей определяются расписанием занятий, утверждённому директором учреждения.

В каникулярное время в Учреждении могут создаваться временные объединения с постоянным или переменным составом. На базе ЦДТ в летний период создаются тематические площадки.

Расписание занятий детских коллективов составляется администрацией ЦДТ для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм и правил. Реализация общеобразовательных общеразвивающих программ осуществляется в течение учебного года в период с 1 сентября по 31 мая. Количество учебных недель в году – 36. Наполняемость групп – от 10 до 25 человек.

Учебно-материальная база, благоустройство и оснащенность

Образовательно- воспитательный процесс осуществляется в соответствии с лицензией от 22.11.2013г № 05918

Для осуществления образовательно-воспитательного процесса в основном здании ЦДТ имеется: 5 учебных кабинетов, 2 раздевалки, 16 компьютеров с подключением сети Интернет, 3 интерактивные доски, техническое оснащение по видам деятельности, реквизит для проведения массовых мероприятий различного уровня, театральные и сценические костюмы.

Все кабинеты укомплектованы необходимой мебелью и техникой

В здании имеется «тревожная кнопка», видеонаблюдение, дымовые извещения, пожарная сигнализация

Характеристика взаимодействия с различными образовательными учреждениями:

-организация образовательной деятельности на базе образовательных учреждений: СОШ № 1,2,3,4,5,6, 12,14,15,18,19

- организация и проведение различных мероприятий, конкурсов и выставок различного уровня, для  учащихся школ, учителей, родителей, общественности;

- организация каникулярного времени: проведение досуговых, конкурсно -игровых, развлекательных программ;

- оказание методической помощи методистам и педагогам ДО по вопросам организации образовательно-воспитательного процесса,

- оказание методической помощи в вопросах организации летнего отдыха детей для начальников оздоровительных лагерей с дневным пребыванием, заместителей директоров по ВР школ города;

Характеристика взаимодействия с другими учреждениями и организациями:

- Министерство образования и молодёжной политики Краснодарского края

- « Институт развития образования» Краснодарского края

- ГБУДОКК» Дворец творчества»

- МБОУДО» Дворец детского и юношеского творчества г. Армавира

- Администрация Курганинского района

- Управление образования администрации г. Курганинска

- Учреждения социальной защиты населения

-Учреждения культуры

- Комитет по делам молодежи г. Курганинска

-УСЗН

-Краеведческий музей

-Кинотеатр « Победа»

-Воинские части г. Лабинска, г. Курганинска

-Учреждения дополнительного образования Курганинского района

-СМИ

Финансирование учреждения

Финансирование ЦДТ осуществляется через:

- бюджетные средства

- внебюджетные средства

1.3. Нормативно – правовая база

- Федеральный закон   № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08. 2013г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г №1726-р

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Устав учреждения;

- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ, рекомендованные Министерством образования и науки Краснодарского края, Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования ( 2016г)

1.4. Цели, принципы и ценности образовательной программы

Главными ценностями Образовательной программы являются:

- право каждого ребенка на дополнительное образование;

-признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации;

-право педагога на творчество и профессиональную деятельность;

- психологический комфорт всех субъектов педагогического взаимодействия;

-коллективное сотворчество педагогов, учащихся и родителей во всех сферах жизни ЦДТ;

-демократические, партнерские отношения между взрослыми и детьми;

Традицией российской школы во все времена являлось воспитание культурного, высокообразованного гражданина общества. Педагогический коллектив МАУДО ЦДТ г. Курганинска как учреждения дополнительного образования считает своей социально-педагогической миссией создание среды, способствующей:

- раскрытию уникальности и неповторимости детей и педагогов;

- максимальной творческой самореализации каждой личности;

- воспитанию детей, способных к проявлению творческой инициативы, самопознанию и самосовершенствованию.

Цель Образовательной программы МАУДО ЦДТ г. Курганинска:

«Развитие учреждения как открытой образовательной системы, направленной на успешную социализацию обучающихся и формирование их готовности к самостоятельному гражданскому, нравственному выбору, самореализации, осознанному профессиональному самоопределению»

Достижению цели будет способствовать решение комплекса взаимосвязанных задач:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся, создание и обеспечение необходимых условий для их личностного роста и самореализации;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического и трудового воспитания, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

- создание и обеспечение необходимых условий для профессионального уклона и профессионального самоопределения учащихся;

- формирование общей культуры учащихся, социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

- создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

В связи с этими целями и задачами определись основные принципы построения Образовательной программы:

- принцип человечности (гуманизма) – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку;

- принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;

-принцип культуросообразности;

-принцип целостности;

- принцип социокультурной открытости образования;

- уважение к нормам и традициям разных культур, открытость изменяющемуся миру;

- поддержка образовательных инициатив всех субъектов образовательного пространства (педагогов, учащихся, родителей, и др.);

Достижение этих целей направлено на формирование личности выпускника, который должен получить не только определенный учебной программой объем знаний, умений и навыков, но и опыт творческой деятельности в решении новых проблем, требующих самостоятельности и заинтересованности, а также:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике;

- быть способным критически мыслить, искать пути решения проблем, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

-грамотно работать с информацией и уметь свободно ориентироваться в новой информационной реальности.

2. Адресность образовательной программы

2.1. Характеристика социального заказа на образовательные услуги.

Центр детского творчества  функционирует на основе социального заказа государства, общества, семьи, с учетом интересов и потребностей учащихся, национальных и региональных культурных традиций.

С целью выявления социального заказа в адрес учреждения изучаются:

- потребности учащихся;

- запросы родителей.

Изучение состава учащихся, опроса заместителей директоров по воспитательной работе ОО и отзывов учителей школ показало достаточную включенность в образовательный процесс детей младшего школьного возраста и высокую удовлетворенность предоставляемыми образовательными услугами для данного возраста. Для детей подросткового возраста значимой потребностью является общение. Запрос от родителей идет на развивающую деятельность, которая помогает учебной (как их основному труду), и на формирование личности ребенка.

Ожидания детей и их родителей связаны с такой образовательной средой, где будут созданы условия для развития личности ребенка, способного к успешной самореализации, к сотрудничеству с другими людьми, осознанию значимости своего дела, способности быть достойным членом современного общества.

Анализ общего социального заказа позволил педагогическому коллективу работать над реализацией и постоянным совершенствованием следующих видов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:

- художественной направленности;

-   физкультурно- спортивной направленности;

- социально-педагогической направленности;

- естественнонаучной направленности;

-технической направленности

Педагогический коллектив с уважением относится к праву каждого ребенка самому выбирать путь своего развития, видя свою задачу в том, чтобы:

- максимально способствовать наиболее осознанному и компетентному выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута в системе дополнительного образования;

- представлять учащимся возможность получать помощь и поддержку компетентных педагогов.

Таким образом, Образовательная программа предназначена удовлетворять потребности:

- учащихся – в программах обучения, обеспечивающих личностное становление и учет интересов и желаний на основе усвоения культурных традиций и ценностей;

-родителей – в наилучшем обеспечении прав и интересов ребенка в соответствии с его возможностями;

-педагогов – в профессиональной самореализации и творческой деятельности;

3. Учебный план и его обоснование

МАУДО ЦДТ г. Курганинска в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательными и нормативными актами для системы дополнительного образования, Уставом учреждения. Преобразование внешкольных учреждений в образовательные учреждения дополнительного образования детей, начавшееся в 1992 году в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», вывело на первый план образовательную деятельность. Одним из основных управленческих документов, предназначенных для планирования и организации образовательного процесса, определяющих направленность дополнительных образовательных программ является учебный план. Учебный план МАУДО ЦДТ г. Курганинска ( далее ЦДТ) отражает главную видовую характеристику учреждения – многопрофильность, так как предоставляет детям широкий спектр образовательных и развивающих дисциплин. Разнообразие предметов и профилей обеспечивает ребенку возможность свободного выбора видов деятельности в соответствии с его интересами, склонностями и потребностями. Учебный план ЦДТ состоит из учебных планов   детских объединений и отражают профиль , специфику деятельности детских объединений, составлены с учетом программ дополнительного образования детей.

Структура учебного плана учреждения обозначает основные направления, по которым целенаправленно осуществляется деятельность (самодеятельность, сотворчество) в разнообразных добровольных объединениях детей. Он содержит информацию о программах дополнительного образования детей четырёх   направленностей: художественной, социально- педагогической, естественнонаучной, физкультурно- спортивной и определяет минимальное количество часов на освоение дополнительных общеобразовательных программ, максимально возможную нагрузку для детей разного возраста, связанную с их физиологическими возможностями и занятостью в общеобразовательных учреждениях.

Учебный план отражает недельную учебную нагрузку на одну группу, численный состав группы, которые определяются в зависимости от возраста воспитанников, года обучения, специфики деятельности объединения, условий реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Учебная нагрузка распределяется с учетом СанПиН 2.4.4.1251-03. следующим образом: на группу первого года обучения – от 1 до 4 час ( 36,72,108,144 часа в год); на группу второго, третьего и последующих годов обучения – от 4 до 9 академических часов в неделю(144, 216, 288, 324 час в год);

В объединениях художественной направленности помимо часов на групповые и индивидуальные занятия, могут выделяться также часы на постановочную работу, работу с солистами, для сводных занятий. Часы на сводные занятия даются для отработки концертных номеров, репертуара. Наличие индивидуальных часов связано со спецификой деятельности. Каждому ребенку соответствует в расписании свой час занятия, при необходимости качественный состав детей может изменяться.

Теоретический раздел в учебных планах дополнительных общеобразовательных программ составляет минимальную часть от общего количества часов. Основной упор делается на практическую и творческую деятельность.

Учебным планом определено также количество часов, направленных на развитие личности и общекультурного уровня обучающихся, которые находят свое отражение в ежегодном плане воспитательной работы педагога. Формы промежуточной и итоговой аттестации представляют собой:

  • тестирование;
  • отчетные концерты;
  • конкурсы;
  • квалификационные турниры;
  • открытые первенства;
  • выставки;
  • соревнования;
  • показательные выступления и др.

Количество часов на формы аттестации определяется педагогом и варьируется в рамках дополнительной общеобразовательной программы.

Организационно-педагогические основы образовательной деятельности.

Процесс обучения в детских объединениях ЦДТ представляет собой специально организованную деятельность, направленную на решение задач образования, воспитания, развития личности. Организация образовательного процесса в ЦДТ характеризуется следующими особенностями:

- учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;

- обучение организуется на добровольных началах;

- учащимся предоставляются возможности сочетать различные направления

деятельности и формы занятий; допускается переход обучающегося из одного объединения в другое.

Согласно Уставу ЦДТ организует образовательный процесс для детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет. Однако на практике, в состав некоторых детских объединений по просьбе родителей зачисляются дети с 5 лет. Прием в объединения производится по желанию детей и их родителей (законных представителей). Для зачисления в детское объединение дети от 14 лет или родители (законные представители) представляют следующие документы:

- заявление родителей (законных представителей) до 14-ти лет;

-   желательно свидетельство о рождении или паспорт ребенка (копию);

- медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю ( спортивные, танцевальные, цирковой коллективы, студия развивающего обучения « Малышок»).

ЦДТ организует работу с учащимися в течение всего календарного года. Деятельность ЦДТ регламентируется годовым календарным графиком, согласно которому продолжительность учебного года составляет в среднем 36 недель. Комплектование групп первого года обучения проводится ежегодно по 15 сентября. Занятия в группах 2-го и последующих годов обучения начинаются не позднее 5 сентября. В группах 1-го года обучения – после завершения комплектования. Окончательное комплектование групп и зачисление учащихся 1 октября.

С 1 июня по 31 августа ЦДТ приказом директора переходит на летний режим работы. Во время летних каникул образовательный процесс может продолжаться в форме экспедиций, походов, учебно-тренировочных сборов, профильных лагерей и пленэров. Кроме того, могут создаваться различные объединения с постоянным и переменным составами детей в детских оздоровительных лагерях или на базе учреждения. В группы второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, не занимавшиеся в группе первого года обучения, но обладающие соответствующими для данного профиля навыками и умениями, успешно прошедшие собеседование. Образовательная деятельность учащихся   может осуществляется, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, секция и другие - в дальнейшем «детское объединение»). Базовой формой объединения детей по интересам является учебная группа, которая объединяет воспитанников с общими интересами, занимающихся одним видом деятельности и обучающихся по единой учебной программе в течение определенного времени. Приоритетны для них предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т.е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает один педагог. Работа в учебной группе строится на принципах сотрудничества, сотворчества и самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности. Итогом деятельности учебной группы является отчетная выставка , отчетный концерт, квалификационный турнир и др..

4. Объединения - (двух профильные, комплексные учебные группы).

Воспитанники обучаются одновременно двум и более видам деятельности. Двух профильные учебные группы создаются с целью приобретения воспитанниками дополнительных знаний и умений, необходимых для совершенствования по основному виду деятельности Занятия в двух профильных группах могут проводить: два педагога, каждый по своему направлению деятельности, один педагог – специалист по двум видам деятельности. Если занятия проводят два педагога, то необходимым условием является координация деятельности: совместная разработка программ, составление расписания, педагогический анализ результатов совместной работы. При организации занятий могут быть использованы разные варианты: занятия проводятся 2 раза в неделю, т.е. по одному занятию каждого вида; занятия проводятся 3 раза в неделю: два раза – по одному виду деятельности, один раз - по второму; 2 раза в неделю проводится комбинированное занятие: 1-я часть – по одному виду, затем после перерыва по другому виду деятельности. Комплексные учебные группы создаются с целью знакомства воспитанников с различными областями знаний науки, техники, искусства для их самоопределения и выбора вида деятельности для дальнейшего обучения, с целью достижения воспитанниками высоких результатов в основном виде деятельности. В комплексных учебных группах воспитанники обучаются одновременно трем и более видам деятельности. Организация занятий комплексной группы может иметь несколько вариантов: занятия проводятся 3 раза в неделю, каждый день – по одному из видов деятельности; 2 раза в неделю проводятся комбинированные занятия: 1-я часть по одному виду деятельности, 2-я часть по второму, 3- я – по третьему виду деятельности. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут; занятия проводятся 2 раза в неделю: 1- й день комбинированные, 2-й по третьему виду деятельности. Если видов деятельности больше трех - занятия организуются исходя из педагогической целесообразности, возрастных особенностей детей, условий проведения занятий. Итог деятельности - открытое занятие, творческий отчет, выставка, конкурс.

Студия - содержание деятельности связано с определенным видом искусства или художественного творчества. Среди педагогических задач студии – создание условий для становления и развития творческой личности ребенка в различных областях. Включает интегрированные предметные курсы. Предполагает сочетание традиционных и инновационных форм учебных занятий и активное участие детей в практической деятельности с демонстрацией достижений. В учебном процессе используются коллективные и индивидуальные формы обучения. Итогом работы за год является участие в отчетном концерте, выставке, концертных программах учреждения, в творческих конкурсах различного уровня.

Клуб - детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач. В казачьем военно- патриотическом клубе « Казачья слобода» главное внимание уделяется освоению воспитанниками содержания военно-прикладных дисциплин и основам выживания в экстремальных условиях. Отличительные признаки клуба – наличие названия, определенной символики, правил, традиций, органа детского самоуправления. Педагогическое руководство сочетается с самоуправлением воспитанников. Прием в клуб производится на основе заявления обучающегося и медицинской справки о допуске к занятия данным видам деятельности. Первоначально он может быть зачислен кандидатом в члены клуба с прохождением определенного испытательного срока. Воспитанники могут иметь удостоверение члена клуба.   Итог работы – сдача нормативов на шевроны, соревнования, конкурсы, участие в проведении массовых мероприятий различного уровня.

Секция - объединение спортивной направленности - содержание деятельности направлено на пропаганду здорового образа жизни, физическое развитие и укрепление здоровья, спортивное совершенствование. Итог работы – показательные выступления, сдача нормативов, квалификационные турниры, соревнования различного уровня.

Танцевальный ансамбль - группа исполнителей, выступающих как художественный единый коллектив. В учебном процессе сочетаются коллективные, групповые, индивидуальные формы обучения. Итог работы – творческие конкурсы, отчетные концерты.

Отличительной чертой организации детских образовательных объединений является гибкость, вариативность. Ориентируясь на потребности социума, педагоги ищут актуальные и эффективные формы организации детского коллектива. Преобразование исходит из требований, предъявляемых формой на основе педагогического анализа ситуации (состояние образовательного процесса, его оснащенность, результативность). Учитывая особенности и содержание дополнительной общеобразовательной программы, исходя из педагогической целесообразности, педагог, может проводить занятия со всем составом объединения, учебной группой, индивидуально.

С детьми с ограниченными возможностями может проводиться индивидуальная работа по месту жительства и в учреждении (по возможности).

Образовательный процесс в детских образовательных объединениях организуется в основном с учебными группами постоянного состава, однако, реализация дополнительных общеобразовательных программ таких тематических направленностей, как социально- педагогическая, военно-патриотическая, физкультурно- спортивная может осуществляться с учебными группами переменного состава. Учебные группы переменного состава организуются не на весь год, а на более короткие сроки: месяц, учебная четверть или полугодие. Они создаются с целью осуществления начальной подготовки обучающихся, приобретения ими первоначальных знаний и умений по какому-либо виду деятельности, или с целью организации познавательного и полезного досуга учащихся.

Численный состав учебных групп определяется Уставом МАУДО ЦДТ г. Курганинска, Учебным планом, дополнительными общеобразовательными программами по профилям, СанПиН 2.4.4.1251-03. и составляет в группах: первого года обучения 15 человек; второго года обучения - не менее 12 человек; третьего и более годов обучения – не менее 10 человек. Наполняемость групп, использующих компьютерную технику, должен соответствовать санитарным нормам СанПиНа 2.2.242 – 96, утвержденный 14.07.1996 №14.

Списочный состав объединений детей, в которых занимаются дети с ОВЗ, формируются в индивидуальном порядке, допускается меньшая наполняемость групп.

Основной формой организации образовательного процесса в ЦДТ является учебное занятие. В зависимости от приоритета обозначенных целей занятия можно обозначить следующие их виды:

1. Собственно обучающие занятия. Они преследуют обучающие цели: обучение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по определённому виду деятельности. Среди обучающих занятий можно выделить (по приоритетным задачам) некоторые разновидности:

- занятия по передаче знаний;

- занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению;

- занятия закрепления знаний;

- занятия формирования умений применения знаний на практике;

- тренировочные учебные занятия (обработка умений и навыков);

- учебные занятия по обобщению и системе знаний.

Как правило, под учебным занятием понимается форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному виду деятельности), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков. Однако в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи.

2. Общеразвивающие и воспитательные занятия: ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела и т.п. Кроме того, часто педагог организует занятия, направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.

Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам всем составом объединения, по группам, подгруппам, индивидуально. Продолжительность занятия устанавливается в зависимости от возрастных и психофизических особенностей, допустимой нагрузки воспитанников. Для дошкольников и детей 6 лет продолжительность одного часа занятия без перерыва может составлять 30 минут, для остальных возрастов - 45 минут. Перерыв составляет не менее 10 минут. В ЦДТ преимущественно проводятся 2-х часовые (2 занятия по 45мин), 3-х часовые (3 занятия по 30 или 45 мин) занятия. Для дошкольников и младших школьников в процессе учебного занятия предусматривается смена деятельности. Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми от 30 до 45 минут 2 раза в неделю.

Организация учебных занятий с учащимися осуществляется в соответствии с расписанием занятий. Расписание занятий составляется с учетом возможностей детей, пожеланий родителей, занятости кабинетов ЦДТ. Изменение расписания педагога может производиться только в случае изменения режима работы ОО , на базе которого организуются занятия, по заявлению педагога , по согласованию с администрацией не ранее, чем за 5 дней до изменения. Допускается разовый перенос занятий педагогами, также по согласованию с администрацией. В течение сентября может действовать временное расписание, 1 октября директором утверждается основное расписание ЦДТ. В течение года оно может корректироваться в связи с производственной необходимостью. В период школьных каникул учебные группы могут работать по специальному расписанию.

Учебный план МАУ ДО ЦДТ г. Курганинска на 2018-2019 учебный год

(см. Приложение № 1)

4. Программно-методическое обеспечение учебного плана

Для реализации Образовательной программы учреждения используются

 модифицированные и авторские общеобразовательные общеразвивающие программы.

4.1. Общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности

- Изобразительное искусство

-Декоративно-прикладное искусство

-Роспись по дереву

- Театральное искусство

- Танцевальное искусство

- Цирковое искусство

- Вокал

-театральное искусство

Основной целью представленных программ является формирование и развитие художественно-эстетической культуры, как неотъемлемой части культуры духовной

Задачи, конкретизирующие эту цель таковы:

-воспитание ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;

-восприятие различных видов искусства, как специфической формы познания и преобразования мира;

-осмысление творчества деятелей отечественной и мировой культуры посредством ее изучения;

-готовность беречь красоту природы, охранять и преумножать культурные ценности;

- формирование потребностей в обогащении знаний и умений в различных видах искусства и творческой деятельности.

Реализация поставленных задач осуществляется в учебных программах этого цикла.

4.2. Общеобразовательные общеразвивающие программы социально-педагогической направленности

- Развитие лидерских качеств

-Языковое общение

-Психологическое общение

- Развивающее обучение

- Основы безопасности жизнедеятельности

- Основы военной подготовки

Основная цель программ этого направления: корректировка и развитие психологических свойств личности, коммуникативных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков, военно- патриотическое воспитание.

Задачи:

- Осознанное «творение себя», формирование собственной системы мотивов и направленности деятельности;

- Стремление к самопознанию и самореализации;

- Получение теоретических и практических знаний и навыков для развития активной жизненной позиции личности в современных условиях;

Перспективность социально — педагогической направленности определяется его объективными возможностями обогащения гуманитарного и социального опыта детей и подростков в современном обществе.

4.3. Общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности

- Экология

Цель: создание условий для развития познавательных и  исследовательских способностей обучающихся

Задача:

- получение практических навыков и умений научно- практических видов деятельности по экологии

4.4. Общеобразовательные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности

- Основы рукопашного боя

- Профилактическая физкультура

-Шахматы

-Ритмическая гимнастика

Цель: создание условий для развития двигательной активности обучения, путем вовлечения обучающихся в регулярные занятия физкультурой и спортом

Задачи:

-Воспитывать стремление к здоровому образу жизни

-Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, внимание, настойчивость и волевые качества

Педагоги дополнительного образования постоянно совершенствуют методическое и дидактическое обеспечение своих общеобразовательных общеразвивающих программ.

5. Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы.

Организационно-педагогические условия подразделяются на две группы:

- Нормативные (продолжительность учебной недели, временная размеренность учебных занятий, наполняемость групп, деление на группы при изучении отдельных предметов, условия обеспечивающие выполнение валеологических и санитарных требований в зависимости от возрастной группы и вида программы).

- Организационные (формы организации обучения, способы организации психолого-педагогического сопровождения, характеристика кадрового состава ЦДТ , организация работы с учащимися).

Нормативные организационно-педагогические условия прописываются в каждой конкретной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Важнейшим компонентом совокупности организационно-педагогических условий является собственно педагогический коллектив, его профессиональная характеристика, наличие в нем ярких индивидуальностей, сочетание опыта и молодого творческого поиска.

В ЦДТ создан стабильный, опытный педагогический коллектив, коллектив профессионалов, способный коллегиально решать проблемы организации и содержания образовательной деятельности. Демократический стиль управления способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала педагогов.

В учреждении – 31 педагогический работник, из них:

- 63,8% имеют высшее образование;

- 25 % имеют высшую и первую квалификационную категорию;

- 8 человек награждены отраслевыми наградами и имеют почетные звания.

Педагогические работники ЦДТ постоянно повышают свое профессиональное мастерство.

Обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной квалификации педагогов осуществляется посредством методической работы.

Основные звенья методической службы:

- Педагогический совет;

- Методический совет;

- Методические объединения;

- Курсы повышения квалификации;

-Мастер-классы;

- Семинары-практикумы;

Важной составной частью организационно-педагогических условий реализации Образовательной программы учреждения является организация и проведение мероприятий различного уровня – праздников, встреч, конкурсов, выставок, викторин, игр, конференций. Основным стержнем организации этой работы в учреждении является нацеленность на воспитание целостной личности, достижение каждым обучающимся максимального личного результата. Задача формирования целостной личности принципиально не может быть реализована посредством частных, отдельных, даже самых удачных педагогических взаимодействий. Решение этой задачи требует организации всей жизни детей, их повседневного общения, образовательного процесса, системы различных внеурочных мероприятий, всей воспитательной работы. Образовательная программа будет развиваться как программа стимулирования социальной активности, качественной и системной подготовки обучающихся к продолжению образования в учебных заведениях и деятельности в современном обществе, межкультурному взаимодействию. Для этого в качестве стратегических направлений совершенствования выбранной Образовательной программы определены следующие:

- использовать только те образовательные технологии, которые способствуют физическому, психическому развитию и поддержанию здоровья детей;

- создать учебную общность педагогов и детей, образуя совместный поиск новых способов действия, сотрудничества и понимания;

- обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительной частью деятельности воспитанников, между местной и индивидуальной формами работы;

- оказывать педагогическую поддержку развитию индивидуальности ребенка;

- создать предпосылки для творчества ребенка во всех видах деятельности.

6. Мониторинг реализации образовательной программы

Назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ход реализации образовательной программы с целью повышения ее результатов.

Образовательная деятельность предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных, личностных качеств обучающихся, поэтому о ее результатах можно судить по двум группам показателей:

- учебным (фиксирующим предметные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения общеобразовательной общеразвивающей программы);

- личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в объединении, достижениями).

Соответственно этому педагоги ведут диагностику учета результатов обучения по программе, которые позволяют наглядно представить:

- набор основных знаний, умений, практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;

- систему важнейших личностных свойств, которые формируются у ребенка за период его обучения по данной программе и время общения с педагогом и сверстниками;

- а также определить с помощью определенных критериев возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит, и степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.

Формы аттестации определяются педагогом. Степень выраженности оцениваемых качеств теоретической, практической подготовки определяется тремя уровнями: низкий, средний, высокий.

7. Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Концепция модернизации Российского образования
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пи Н 2.4.4.3172-14).
  5. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно-образовательный аспект): В 2-х частях. – 2-е изд. – Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
  6. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  7. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей/ Под ред. А.К.Бруднова. – М.: Гуманита. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  8. «Практика административной работы в школе», журнал, № 2, 2003.Статья Арцева М.Н., к.п.н. «Как подготовить образовательную программу школы».
  9. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей – М.: ЦРСДОД, 2001. (Серия «Библиотечка педагога-практика»).
  10. Сергеева О.Н., Лысенко Л.Н. «Методические рекомендации по составлению образовательной программы учебного заведения». Вологда, 2002