Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 62

Методическая рекомендация в помощь организаторам летнего досуга с детьми и подростками.

   Лето – желанное время года для отдыха и творческого развития детей и подростков.

            Традиционно эта работа ведется в детских лагерях труда и отдыха, на спортивно-оздоровительных и игровых площадках, на детских площадках по месту жительства ( школьных) .

Работа с детьми – это радость, сопряженная с большой работой и самоотдачей, поэтому практика подготовки к работе воспитателей ( организаторов) на оздоровительных площадках ( лагерях) требует постоянного совершенствования.

            Круг вопросов, знания которых необходимы воспитателям ( организаторам) оздоровительных лагерей, постоянно расширяются. Растущие потребности детей и подростков, развитие их интересов, широты кругозора. Объеме информации требуют поиска новых методов работы в оздоровительных лагерях. Содержание работы в любом детском оздоровительном учреждении должен быть отдых детей , способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма, накопившегося за учебный год.

 

                   Лагерь (  оздоровительная площадка) для ребенка это …

 

- развлечение и отдых. Пребывание в оздоровительном лагере должно быть отдыхом.

- участие в программах, которые должны быть связаны с интересами и потребностями ребенка.

- взаимопонимание между детьми и взрослыми.

- возможность раскрыть свои способности , проявит личную инициативу, завоевать уважение.

- освоение безопасного и здорового образа жизни.

- приобщение к духовной жизни и приобретение ее ценностей.

 

            Особое место в детском лагере ( оздоровительной площадке) должно уделяться игре, причем самой разнообразной : творческой, ролевой, познавательной, развивающей мыслительную и физическую активность.

 

            Различают 4 основных типа площадок : игровая ( традиционная), дизайнерская, приключенческая, креативная ( природная)  .

 

            Игровая площадка: участок с традиционным оборудованием ( качели лестницы, карусели, горки, баскетбольные щиты, теннисные столы, гимнастические снаряды), предназначенные для обшей моторной игры, физических занятий и упражнений.

            Дизайнерская площадка – место оборудованное по индивидуальным и авторским проектам. Направленность ее , как правило, скульптурная. Набор объемных предметов и конструкций позволяет создавать детям целые скульптурные композиции на основе собственных проектов. Но при небольших возможностях и большом желании детей и организаторов, можно придумать и осуществить свой дизайн площадки ( все зависит от фантазии детей и подручных средств, которые есть в наличии) . такой вид площадки примирителен в основном для стационарного детского лагеря .

            Приключенческая площадка – место воплощения самой буйной фантазии и выдумки, выхода энергии ребенка и проведения театрализованных действий. Здесь может быть самый разнообразный набор игр, инструментов, предметов.

            Креативная (природная) площадка – способствует проявлению творческих способностей созидательного мышления детей. Природные материалы: вода, песок, глина и другие служат источником приложения сил юных мастеров, превращающих их в оригинальные произведения.

            Но как бы ни назывались наши игровые площадки, самое главное – порядок на вашей игровой площадке. Надеяться не на кого, так что в пору воспользоваться правилом «помоги себе сам», и взять обустройство игрового пространства в свои руки , т.е. организовать ребят на мини субботник. Чтобы для ребят этот трудовой процесс не вызвал скуку и нежелание работать, можно провести трудовой десант как один из творческих процессов. Например, устроить аукцион идей «Какой я вижу мир вокруг себя», «Мои самые фантастические идеи» и т.д.

            Когда внешние условия для летнего отдыха детей и подростков оформлены, культработникам остается только организовать досуг. Существуют две основные тенденции организации.

Первая – потребление ребенком созданных для него условий. Он сам решает, что ему делать и куда пойти, что предполагает уважительное отношение к его свободе выбора.

Вторая – пробуждение стремления к собственной разнообразной творческой деятельности, когда ребенок создает свой мир игры. Роль организатора досуга при этом иная – вдохновить и помочь ребенку в осуществлении его замыслов.

            Имеется большое разнообразие игр: познавательных, творческих, музыкальных, развивающих мыслительную и физическую активность ребенка.

 

 Игра …

 

- помогает создавать и поддерживать положительный  эмоциональный фон в детском коллективе , создает хорошее настроение, являясь « школой радости» для каждого ребенка;

- обладает адаптационными свойствами и помогает ребенку привыкнуть к новым для него условиям ;

- универсальный способ воспитания. Познавательные игры расширяют кругозор, пробуждают интерес к познанию действительности, дидактические игры обучают, подвижные игры развивают физические возможности, творческие игры развивают способности детей;

- выполняет коммуникативную функцию и учит детей общению – между собой и взрослыми;

- важнейшая потребность детей, которую можно реализовать в условиях загородного оздоровительного лагеря ( площадки).

            Существуют определенные критерии оценки игр. Это интерес, полезность, применяемость, новизна.

            Опираясь на эти критерии можно выбрать подходящую игру для той или иной ситуации.

            Сам ребенок является источником интересных идей, может принимать активное участие как в создании игр, так в организации и проведении праздников.

            Начнем с самого главного . Довольно часто дети попадают в ситуацию знакомства . Вот один из приемов знакомства в игровой форме.

            Ведущий ( организатор) просит каждого ребенка назвать свое имя и одновременно показать какое-либо движение. Когда игровое представление состоялось, ведущий, показывая движение, просит назвать имя и наоборот. Не внимательным приходится давать фанты, которые  затем разыгрываются. Следующий прием знакомства детей :  «Что обозначает твое имя», «Кого из великих и знаменитых людей звали так же , как и тебя»; «Откуда произошло твое имя» и т.д.

 

Следующий шаг знакомства : диагностика интересов, возможностей, требований участников смены к организации жизнедеятельности временного детского коллектива.

 Цель :  проведение исследований личностных особенностей подростков для определения педагогической и организационной позиции педагога ( организатора) в работе с ними в течении смены.

Форма проведения : Анкета организационного периода. Можно применит более расширенную анкету ( прил. № 1), которая позволяет более подробно узнать ребенка, найти к каждому подход и т.д. И более короткая , демократичная анкета, но  она тоже помогает в работе организатора          ( педагога).

Анкета «Твои планы на смену»

 

1. Хочу узнать…

2. Хочу увидеть…

3. Хочу сделать…

4. Хочу научиться…

5. Хочу, хочу, хочу….

6. Могу научить…

7. Не хочу, ну, очень не хочу…

 

            Изучение и исследование анкет  организатор может провести как и сам, так и с помощью ребят. Конечно же , это надо делать очень корректно, чтобы не обидеть чьи-либо желания и возможности.  После обработки анкет, выявляются самые главные задачи и второстепенные, на основе этого можно составить план своей смены. Также анкетирование поможет выявить активных и пассивных участников смены, форму общения и деятельности с ребятами.

( рекомендации по общению с замкнутыми агрессивными детьми – прил. №2)

 

                                                           И Г Р Ы

 

         Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей и подростков ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.  Тем более, что лагерь располагает всеми необходимыми условиями для организации и проведения подвижных игр – прекрасная природа, чистый воздух, большая территория.

            Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры, двигательные действия мотивированы ее сюжетом, игры направлены на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели.

            Подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся.

            Обращаем ваше внимание на то, что каждая подвижная игра имеет свои содержание, форму и методические особенности.

            Содержание подвижной игры составляют сюжет (образный или условный замысел, план игры), правила и двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.

            Форма подвижной игры – организация действий участников, представляющая возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели. В одних играх участники действуют индивидуально или группами, добиваясь своего личного интереса, в других – коллективно, отстаивая интересы своего коллектива, своей команды. Форма игры связана с содержанием и целиком зависит от него.

            Методика проведения игры обусловлена особенностями ее содержания и формы. Подвижным играм свойственны:

            а) образность;

            б) самостоятельность действий в целях достижения цели, ограничиваемая правилами;

            в) творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами;

            г) исполнение отдельных ролей в игре, согласно сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры;

            д) внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы;

            е) элементы соревнований в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры;

            ж) сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.

            Главным содержанием подвижных игр, как уже говорилось, являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве игрой они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма человека.

 

Основные задачи руководителя игры.

 

            Игры должны соответствовать подготовленности детей к ним. Смысл игры в том, чтобы ее участник мог преодолеть препятствия на пути и достичь цель Игра, в которой играющие не преодолевают трудностей, не прилагают усилий, не заинтересует детей и не будет иметь воспитательной ценности. Непосильные игры снижают у детей интересе и переутомляют их.

            Подготовка к проведению подвижной игры. Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения, а также от погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно. В жаркую погоду лучше всего использовать малоподвижные игры, в которых дети выполняют игровое задание поочередно. Наличие инвентаря также влияет на выбор игры. Перед проведением игры на местности организатор обязан заранее хорошо ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

            Организация детей для игры. Прежде чем объяснить игру, необходимо так расставить детей, чтобы они хорошо видели организатора ( педагога) и слышали его рассказ-объяснение Успех игры во многом зависит от его объяснения. Приступая к объяснению, организатор должен представлять себе всю игру.

            Рассказать, в чем смысл игры нужно четко, понятно и коротко: длительное объяснение может отрицательно повлиять на восприятие игры. Исключение составляют младший возраст, где объяснение можно дать в сказочной , увлекательной форме.

            Рассказ-объяснение должен быть логичным, последовательным. Рекомендуется придерживаться следующего изложения :

            - название игры;

            - роль играющих и их места расположения;

            - ход игры;

            - цель игры;

            - правила подвижной игры.

      В рассказе-объяснении не следует употреблять сложных терминов. Для улучшения усвоения игры объяснение рекомендуется сопровождать показом.

 

 В большинстве игр без водящего не обойтись. Он, как и все игроки, выполняет те же самые действия. Для того чтобы выбрать водящего ( ваду) , можно использовать много способов. Мы предлагаем некоторые из них. Один из способов : считалки ( прил. №3), также можно выделять водящих по жребию, по выбору самих играющих или по результатам предыдущих игр.

             В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а т.ж. физ. Состояние в конкретное время. Поэтому не рекомендуется сразу чрезмерные физические напряжения, которые требуют задержки дыхания, вызывают быстрое утомление. Приступая к проведению игры, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроения детей.

Организатору следует заканчивать игру, когда дети еще не переутомились, проявляют интерес, когда их действия полноценны, эмоциональны. В таком случае в следующий раз дети проявят  мотивированный интерес к продолжению игры.

Один из примеров подвижной игры :  «Беличьи хвосты». Для нее необходимо заранее привязать к деревьям и кустарникам обрезки материи одинаковой длины разных цветов. Каждая команда должна выбрать «белку» ( игрока) с «хвостом» определенного цвета. По сигналу ребята начинаю искать обрезки ткани своего цвета, которые они привязывают к «хвосту» своей «белки». Победа присуждается команде, у которой будет самый длинный «беличий хвост».

 

РОЛЕВАЯ ИГРА

( для ребят старшего возраста)

 

Условия руководства творческой ролевой игрой:

Условие первое. Игру следует использовать как форму организации любой деятельности отряда. Это значит. Что не игра сама по себе выдвигается целью, а та конкретная деятельность, в которую включается подросток, отряд. Организатору следует создавать такие ситуации, когда цель включения лежит вне игры и эта цель осознается и принимается детьми. Это хорошо видно на примере :

Условие второе. При разработке содержания или модификации игры необходимо добиться понимания подростками, что игра должна помочь им в достижении общего успеха предпринимаемого дела, что за ролью, которую каждый берет на себя в игре, стоит его роль, его значение в осуществлении нужного всем дела. Реализация этого условия хорошо видна на разработке и проведении тренингов для старшеклассников на развитие личностного роста.

Условие третье. В процессе игры организатор ( педагог) должен постоянно обеспечивать рабочую обстановку творческим исполнением определенной роли. Творческому осуществлению роли поможет организация педагогом неизвестных участникам игры ситуаций, включение в игру коллективных творческих заданий, ориентация на возможность действий в зависимости от обстановки ( варианты «Зарницы»).

 

 

 

Музыкальные игры.

 

            Музыкотерапия поможет детям пережить длительную разлуку с родителями ( в условиях лагеря), или просто весело провести время.

            Очень интересны следующие музыкальные игры. Ребята делятся на две команды – команда мальчиков и команда девочек . Девочки запевают песню, содержащую вопрос, например : «Куда уходит детство, в какие города?». Мальчики должны ответить строками песни , например : «Там где-то старая мельница, крутится – вертится». Команда, которая не нашла ответ, получает штрафное очко. Ответившие задают свой вопрос. Варианты вопросов  : «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?», «Когда уйдем со школьного двора?», «Где же ты , где, звездочка алая?»  и многие другие песни-вопросы, которые ребята знают или могут узнать.

            Музыкально-ритмические игры : «Делай как я», «Эхо». Участники повторяют несложные мелодии вслед за ведущим, имитируют различные способы игры на инструментах, динамические оттенки. Можно использовать свободный танец-образ, пантомима под фонограмму.

            Конкурс «Музыка и поэзия» позволяет желающим рассказать стихотворение или исполнить музыкальное произведение, связанное с ним, рассказать по желанию об авторе. Можно подготовить концерт-минутка , как ролевая игра ( оформление афиш, распространение билетов, менеджеры и т.д.)  Концерт может готовиться заранее, а может быть бить импровизацией. Он может быть тематическим и многожанровым, когда дети пытаются изобразить звуком, словом, движением то, к чему они выражают свое отношение.

 

Творческие конкурсы.

  • На лучшее стихотворение о …
  • Художественного свиста.
  • Рисунков на асфальте.
  • Рисунков на тему … («Первый день лета).
  • На лучшее письмо … (президенту).
  • Юных менеджеров.
  • Исполнителей авторской песни.
  • Юных кулинаров.
  • На лучшее поздравление с … (Днем учителя).
  • Ораторов.
  • Актерского мастерства.
  • На  лучший репортаж из … (школьной столовой).
  • Юных фотолюбителей.
  • Юных модельеров.
  • На лучшую праздничную стенгазету.
  • Поделок из бумаги (оригами).
  • На лучший научный реферат о … (вреде курения).
  • Музыкальный пародий.
  • Букетов (икебана).
  • Юных дизайнеров.
  • На лучший дружеский шарж на … (директора школы, учителя ОБЖ, физкультуры и т.д.).
  • Юных джентльменов.
  • Пантомимы.
  • Юных журналистов.

 

Игры в автобусе (помещении) (приложение 3)

 

Игры в плохую погоду (приложение 4)

 

            Все игры можно проводить как в самостоятельной  форме, так и включая в сценарии детских праздников.

            Сценарная разработка праздника-игры «Идем в поход» прежде всего, интересна познавательными играми и конкурсами.  На каждой игровой площадке: «Дом», «Лес», «Болото», «Озеро» у ребят с помощью конкурсов проверяются знания о лесных растениях, об экологии, об умении ориентироваться на местности, об обитателях водоемов. В конце мероприятия для детей проводится конкурс рисунков на асфальте по впечатлениям л состоявшемся походе.

(приложение 5).

 

 

Дорогой друг!

            Ты приехал в лагерь, который очень рад встрече с тобой и хочет помочь тебе интересно, весело и с пользой для себя провести время. Но мы пока не знаем тебя. Что тебя интересует? Что ты ждешь от лагеря? Какие у тебя есть задумки, осуществлять которые ты хотел бы, но пока не знаешь как? И еще много всего  надо узнать твоим страшим друзьям, чтобы как можно быстрее сделать твою жизнь в лагеря интересной и полезной.

            Вот почему мы предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты, искренние и полные ответы помогут нам быстрее познакомится с тобой и позаботиться о требе, учитывая твои желания, способности. Интересы. Отвечать на вопросы анкеты несложно. Для этого надо внимательно прочитать сам вопрос, возможные ответы на него и выполнить рекомендации, которые даны в скобках после каждого вопроса.

 

Итак, приступай!

 

    I. Чего больше ты ждешь от пребывания в лагере?

(выбери не более трех ответов и обведи кружочком соответствующие номера):

1.      Подружиться с ребятами, найти друзей.

2.      Приобрести новые знания, умения в области твоих интересов!

3.      Научиться влиять на людей, самостоятельно организовывать различные дела.

4.      Укрепить свое здоровье, улучшить физическую подготовку.

5.      Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя.

6.      Просто отдохнуть, весело провести время.

 

    II. Отметь, пожалуйста, те качества, которые по твоему важны для людей (не более 6 качеств):

·         любознательность

·         трудолюбие

·         Честность

·         Инициативность

·         Предприимчивость

·         Справедливость.

·         Доброта

·         Честолюбие

·         Смелость

·         Милосердие

·         Дисциплинированность

Требовательность к себе

 

III. Как ты относишься к спорту (обведи цифру соответствующего ответа):

 

  1. Постоянно тренируюсь, участвую в соревнованиях (впиши виды спорта)

___________________________________________________________________

 

 

  1. Занимаюсь на досуге, постоянно не тренируюсь (впиши виды спорта)

____________________________________________________________________

 

  1. Спортом интересуюсь только как зритель, болельщик.
  2. Спорт меня не увлекает.

 

IV. Как ты относишься к искусству (обведи цифру соответствующего ответа):

 

1.      Посещаю (окончил) специальную школу, студию, кружок (впиши, что).

____________________________________________________________________

 

2.      Занимаюсь самостоятельно следующими видами искусства (впиши, какими).

____________________________________________________________________

 

3.      Искусство меня интересует только как зрителя, слушателя.

4.      Искусство меня мало интересует.

 

V. Как ты оцениваешь свое здоровье? (обведи цифру соответствующего ответа):

 

1.      Чувству себя совершенно здоровым.

2.      Здоровье в целом хорошее, но хотелось бы быть более крепким.

3.      Здоровье иногда «хромает», хотя болезненным себя не ощущаю.

4.      К сожалению, здоровьем похвалиться не могу.

 

VI. Твой пол? (обведи соответствующую цифру):

 

      1. Юноша                        2. Девушка

 

VII. Твой возраст (впиши – число полных лет), дата рождения (число, месяц, год), знак зодиака.

 

VIII. Место, в котором ты живешь (город, районный центр, деревня и т.д.).

 

IX. Если есть, творческий псевдоним или имя, которым тебя называют друзья (обещаем конфиденциальную информацию, доверенную тобой, не разглашать):

______________________________________________________________________

 

X. Что из перечисленного удается тебе без особых затруднений (отметь кружочком соответствующую цифру слева; возможны несколько ответов):

 

1.      познакомиться с новыми людьми, вступить с ними  в разговор.

2.      найти интересное для себя дело без помощи других.

3.      организовать других ребят для выполнения какого-либо дела, игры, занятия.

4.      справиться с возникающими в жизни сложностями.

5.      довести задуманное дело до конца.

6.      прийти другим н6а помощь в случае необходимости.

7.      отказаться от удовольствия, если это приносит вред моему здоровью и волнует моих родителей и близких.

8.      выступить с каким-либо предложением.

9.      самостоятельно решать вопрос актуальной для класса, школы.